Так исторически сложилось, что развитие художественных ремесел и промыслов, народного декоративно-прикладного искусства на территории нынешнего Дахадаевского района в историческом прошлом было связано с их общедагестанским значением. По историческим материалам, выявленным исследователями, на территории района еще в эпоху средневековья (XII-ХV вв.) получили развитие такие виды прикладного искусства, как резьба по штуку (среди них — михраб Кала-Корейшской мечети), резьба по камню (надмогильные памятники Кала-Корейша, Кубачи, Ашты, Шири, «кубачинские рельефы», вставки стен общественных зданий), резьба по дереву (двери Кала-Корейшской мечети, минбар Кубачинского медресе, столбы Ширинской мечети), художественное литье (бронзовые котлы из села Кубачи), культовая и оборонительная архитектура (Кала-Корейшская мечеть, Ицаринская башня), эпиграфическое искусство, каллиграфия. Самобытностью выделялись и женские промыслы шерстяного сукноткачества Сирхинской зоны района, интенсивное развитие которых падает на XVI и последующие века.
Уже в этнографически обозримый период (начало XX в.) многие виды ремесел, получивших развитие в селах нынешнего Дахадаевского района, стали явлением не только дагестанского значения, но и кавказского масштаба. Это изготовление домотканого шерстяного сукна в селах Кубачи, Сутбук, Урцаки, Урари, Кища), оружейное дело (изготовление холодного и огнестрельного оружия и ножей в селах Кубачи, Амузги, Харбук), гончарное дело (село Сулевкент). Ряд художественных ремесел и промыслов приобрели российское значение (оружейное, антикварное дело кубачинцев).
Дахадаевский район известен и тем, что здесь расположено всемирно известное село Кубачи. Это село — уникальное явление истории культуры не только Дагестана, но и России. Центр народного ремесла под именем Зирихгеран был известен еще полторы тысячи лет назад. Село всегда выделялось разнообразием народных ремесел и промыслов, исторической непрерывностью их бытования. В прошлом кубачинцы изготавливали сложные защитные доспехи (кольчуги), кинжалы, сабли, бронзовые литые котлы, светильники — чираги, бытовую посуду из меди, латуни. Позже они переключились на украшение шашек, пистолетов, ружей, различных женских украшений, серебряной посуды, супниц. Сегодня они активно работают как прекрасные мастера по золоту и драгоценным камням. Женщины-кубачинки, в свою очередь, помогали мужьям в их работе, пряли шерсть, ткали сукна, вязали теплые носки, вышивали золотой и шелковой нитью. Сегодня они работают и как ювелиры. Самобытны кубачинские традиции семейного трудового и эстетического обучения и воспитания.
На территории района получили развитие и оригинальные кузнечные промыслы Харбука (изготовление железных печей), ремесла по обработке рога. Ткали хлопчатобумажные ткани (пача), ковры-паласы. Работали и мастера по изготовлению музыкальных инструментов — чугуров (село Кища). Почти каждое село было известно теми или иными промыслами.
В развитии ремесел в селах района важную роль играла относительная доступность жителям этой территории торговых путей, проходящих через Дербент и горную зону. Торговля стала важным занятием его жителей. Так, жители с. Шири в конце XIX в. специализировались на торговых операциях и поставках товаров для кубачинцев из горных районов Дагестана (шерсть, лом меди), из российских городов (парча, канитель, дорогие платки московских фабрик, шелковые хлопчатобумажные ткани).
Резко возросла мобильность и самих мастеров. В конце XIX — начале XX вв. многие из них стали выезжать на заработки в города. Кубачинских ювелиров можно было встретить в городах Кавказа, столичных центрах России, а сулевкентских гончаров — в селах Северного Кавказа. Яркие декоративные техники насечки, гравировки, филиграни, ручной лепки и росписи керамики стали визитной карточкой мастеров.
Прославился Дахадаевский район мастеровитостью своих жителей и в советское время. В Кубачи в 1924 г. была организована художественная артель «Саниаткар». Слава к кубачинским ювелирам пришла позже, когда артель была преобразована в Кубачинский художественный комбинат, который сегодня носит имя народного художника РСФСР Расула Алиханова (1922-2000). В районе появились и другие предприятия народных промыслов. В селе Харбук был открыт художественный комбинат, в Кища — ковровая фабрика.
В новое время произошла и переориентация кубачинского ювелирного промысла с кавказского региона на общесоветское пространство, т.е. кубачинские изделия уже стали продавать в столичных магазинах. Отдельная партия украшенных портсигаров в начале 1930-х годов даже была отправлена за границу. А в 1970-80-е годы на Кубачинском художественном комбинате началось возрождение отдельных приемов ювелирного дела. При изготовлении изделий начинают применяться почти забытые в промысле «глубокая» гравировка, филигрань, эмаль. На прилавках появляются сложные изделия, винные сервизы. Ведущие мастера Кубачинского комбината своим мастерством и участием на международных и всесоюзных выставках прославили Дагестан. Среди группы мастеров Дагестана, удостоенных в 1971 г. Госпремии РСФСР им. И.Е. Репина, были кубачинцы Гаджи Кишев, Расул Алиханов, Гаджибахмуд Магомедов, Абдулла Абдурахманов, Гасангусейн Чабкаев.
Известность в республике в советское время получили изделия и Кищинской ковровой фабрики, Харбукского комбината. Работали кубачинские медники и литейщики, мастера-гончары Сулевкента. А вот прядение шерсти, изготовление сукон, хлопчатобумажных тканей, железных замков в селах района прекратилось еще в 1950-е годы.
Значительно изменилась ситуация в развитии промыслов района в конце XX века после перехода страны на рыночные отношения. Этому способствовало то, что новая власть отменила всевозможные ограничения советского времени на работу ювелиров-частников, других мастеров. В последние 20 лет широко распространилось искусство гравировки, черни, эмали, филиграни, других приемов отделки традиционного холодного оружия (шашки, сабли, кинжалы). Наряду с серебром ювелиры стали активно использовать золото, драгоценные камни. Появились новые технологии изготовления украшений. Новые изделия характеризуются приверженностью уже к стилям профессионального искусства мировых школ.
Важное значение для развития ювелирного искусства и частного предпринимательства имело создание Прикаспийской государственной инспекции пробирного надзора в г. Махачкале. На учете в инспекции сегодня много кубачинцев, есть выходцы из других сел района. Традиционное ювелирное искусство с. Кубачи стало сегодня широко известным явлением российского масштаба.
Ювелирные промыслы и ремесла Дагестана (здесь основную роль играют ювелиры — выходцы из района) превратились в уникальную область российской художественной культуры. Об этом свидетельствуют прилавки разветвленной сети ювелирных магазинов России, где представлены коллекционное и подарочное оружие, женские украшения из золота и серебра, различные сувениры. Богат и набор декоративных техник (традиционная чернь, гравировка, эмаль, вставки дорогих самоцветов, гравировка по золоту, точное литье), используемых дагестанскими мастерами. Ювелирное дело превратилось в одну из важных отраслей экономики и культуры всего Дагестана, где перспективу определяют не крупные государственные кредиты, а инициатива и усилия десятков тысяч индивидуально и родственными (семейными) группами работающих мастеров, закончивших «университеты традиционного семейного художественного и мастерового образования».
Дахадаевский район знаменит не только своими ювелирами. В последнее время мастеровые дахадаевцы работают также высококлассными строителями, каменщиками, плотниками, кровельщиками, мастерами-металлистами по изготовлению ворот, печей. Их бригады можно встретить на многих стройплощадках городов республики, России. Таким образом, Дахадаевский район сегодня не только сельскохозяйственный район, но и известный мастеровой центр Дагестана, России.